Нормативные требования к содержанию «природоохранных» разделов проектной документации Печать

С 1 июля 2008 года состав и содержание разделов проектной документации регламентируется Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87.

Требования к составу проектной документации определены Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

В соответствии с Градостроительным кодексом, в составе проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, необходима разработка специального раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (п.12 ст.48). Действующих нормативных технических документов по содержанию названного раздела не существует. В соответствии с Градостроительным кодексом требования к его содержанию должны устанавливаться Правительством Российской Федерации, однако до настоящего времени этого не сделано. Таким образом, при разработке раздела ориентироваться проектировщику пока не на что.

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к ... линейным объектам... также устанавливаются Правительством Российской Федерации. Они, в частности, могут содержаться в новых технических регламентах, стандартах или сводах правил, а до их установления:

Таким образом, состав проектной документации для линейных объектов, учитывая отсутствие соответствующих нормативных правовых актов Правительства РФ, определяется нормативным техническим документом: СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружении". Положения данного СНиП возможно использовать в практике реального проектирования до утверждения федеральных строительных нормативных документов (в соответствии с письмом Госстроя РФ от 20.03.2003 № СК-1692/3).

 В соответствии со СНиП 11-01-95 частью проектной документации является раздел «Охрана окружающей среды» (ООС), детальные требования к содержанию которого изложены в Пособии к СНиП 11-01-95.

При разработке «природоохранных» разделов проектной документации важно учитывать требования, предъявляемые к этой документации в процессе проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы.

Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий было утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145. В Положении были закреплены, в том числе, следующие основания для отказа в принятии проектной документации, представленной на государственную экспертизу:

  • отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных Градостроительным кодексом, включая раздел с перечнем мероприятий по охране окружающей среды для нелинейных объектов;
  • несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов, установленным Правительством РФ.

Изменения, внесенные в Градостроительный Кодекс в конце июля 2007 года, усовершенствовали порядок проведения государственной экспертизы. Так действующая редакция кодекса предусматривает, что несоответствие проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным Правительством РФ, более не является основанием для отказа в ее принятии на государственную экспертизу. Несмотря на то, что соответствующие изменения не внесены в Постановление Правительства №145, требование "о соответствии содержания" не должно проверяться при принятии проектной документации на государственную экспертизу, в связи с тем, что подзаконные нормативные правовые акты применяются только в части, не противоречащей федеральным законам, в данном случае Градостроительному кодексу.

В отдельных случаях, для объектов, расположенных в территориальном море, экономической зоне, внутренних водах, на континентальном шельфе Российской Федерации, проектная документация до прохождения государственной экспертизы подлежит рассмотрению государственной экологической экспертизой  (см. также обзор Об экологической экспертизе сухопутных объектов).

Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы установлены Федеральным законом «Об экологической экспертизе» и Регламентом проведения государственной экологической экспертизы.

В Федеральном законе «Об экологической экспертизе» изложено дополнительное требование к содержанию документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу: наличие в ее составе материалов оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду (далее - материалы ОВОС) устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (Федеральный закон «Об охране окружающей среды»).

Следовательно, в случае представления проектной документации на государственную экологическую экспертизу (см. обзор Об экологической экспертизе сухопутных объектов), в составе проектной документации должны быть представлены материалы ОВОС, удовлетворяющие действующему в настоящее время Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденному Госкомэкологией в 2000г.

Таким образом, в зависимости от характера и вида объекта капитального строительства, места его расположения, требования к проектной документации различны. В одном случае они конкретны, в соответствии со СНиП 11-01-95, в другом - более расплывчаты и до настоящего времени не определены. Однако необходимо учитывать, что при представлении: