Утверждена Водная стратегия РФ на период до 2020 года Печать
11.09.09 16:23

 

Распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009 № 1235-р утверждены «Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Стратегия), а также «План мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - План мероприятий по реализации Стратегии).

Распоряжение опубликовано в «Собрании законодательства Российской Федерации», 07.09.2009, № 36, ст. 4362. Также с указанным распоряжением можно ознакомиться на сайте Правительства РФ.

Стратегия разработана в целях водоресурсного обеспечения реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.

Документ выделяет следующие стратегические цели и приоритетные направления развития водохозяйственного комплекса:

  • гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики (повышение рациональности использования водных ресурсов; ликвидация дефицита водных ресурсов; обеспечение населения РФ качественной питьевой водой);
  • охрана и восстановление водных объектов;
  • обеспечение защищенности от негативного воздействия вод.

Для реализации перечисленных целей Стратегия предусматривает соответствующие мероприятия и механизм реализации. Реализацию Стратегии предполагается осуществлять в два этапа: 1-ый этап - 2009-2012 гг.; 2-ой этап - 2013-2020 гг. Конкретные мероприятия, исполнители, а также сроки реализации указаны в Плане.

Первый блок мероприятий, предусмотренный Планом, связан с совершенствованием нормативного правового регулирования.

В частности, Минприроды России, Минэкономразвития России и иным федеральным органам исполнительной власти (далее - ФОИВ) в период с 2009 по 2010 гг. поручено создание механизмов экономического стимулирования рационального использования водных ресурсов, в том числе обеспечивающих сокращение сверхнормативного изъятия водных ресурсов из водных объектов, внедрение систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, внедрение систем приборного учета водных ресурсов, а также расширение перечня видов платного водопользования в целях сокращения непроизводительных потерь воды.

Минприроды России и другие заинтересованные ФОИВ должны в срок до 2010 г. создать механизмы экономического стимулирования сокращения сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, в том числе путем предоставления возможности зачета (возврата) части платежей за негативное воздействие на водные объекты при осуществлении водопользователем инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение комплексов очистных сооружений на основе технологий, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод.

Также поручено

  • создание механизмов льготного кредитования и субсидирования строительства, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, комплексов очистных сооружений на основе технологий, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод (2009 - 2010);
  • актуализация нормативных актов, устанавливающих нормы водопотребления и водоотведения (2009 - 2012).

В период 2009 - 2010 гг. следует ожидать изменений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов; ответственность за нарушения установленных требований в целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов.

Минприроды России совместно с иными заинтересованными ФОИВ необходимо разработать требования к использованию земельных участков в границах площадей залегания месторождений подземных вод, которые могут быть использованы для централизованного питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения, усилению ответственности за соблюдение режимов эксплуатации и охраны подземных вод.

Также планируется внесение изменений в нормативные правовые акты о безопасности гидротехнических сооружений; в акты, регламентирующие осуществление хозяйственной деятельности на территориях, подверженных периодическому затоплению.

Таким образом, Стратегию и План реализации Стратегии можно рассматривать как примерную программу нормотворческой деятельности Минприроды России и других ФОИВ.

Второй блок мероприятий Плана касается непосредственно совершенствования государственного управления использованием и охраной водных объектов.

В частности Росводресурсам, Роснедрам, Росрыболовству и иным ФОИВ поручено в период с 2009 по 2014 гг. разработать

  • схемы комплексного использования и охраны водных объектов;
  • нормативы допустимого воздействия на водные объекты;
  • правила использования водохранилищ и др.

В блоке «Использование и охрана водных объектов, предупреждение негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений» в период с 2009 по 2020 гг. предусматриваются, в том числе, следующие мероприятия:

  • проведение поисковых работ и постановка на государственный учет запасов месторождений пресных подземных вод (исполнитель - Роснедра);
  • восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, включая малые реки (исполнитель - Росводресурсы и др. ФОИВ).

Таким образом, Стратегия обозначила основные направления, по которым будет осуществляться государственное управление в области охраны и использования водных объектов в период с 2009 по 2020 гг. Документ является не только "планом действий" для государственных органов, но также и основой для долгосрочного планирования хозяйственной деятельности организаций.