В первом чтении будет рассмотрен законопроект о внесении изменений в Водный кодекс РФ Печать
24.08.09 19:12

15 июня 2009 г. в Государственную Думу ФС РФ депутатами был внесен проект федерального закона № 216171-5 «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект принят Советом ГД ФС РФ к рассмотрению Государственной Думой ФС РФ.

Рассматриваемый проект предусматривает внесение изменений в Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», в Закон РФ «О недрах», в Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ.

В Водный кодекс РФ предлагается внести следующие изменения.

Законопроект вводит новую редакцию понятия «водный объект», в соответствии с которой «водный объект - это сосредоточение вод в углублениях или понижениях земной поверхности, а также в недрах, которое обладает признаками границ, объема, особенностями водного режима и зарегистрировано или может быть зарегистрировано в государственном водном реестре». В заключении Правового управления Аппарата ГД ФС РФ отмечено, что факт существования водного объекта не зависит от факта его регистрации. Также избыточным является такой признак водного объекта, как «объем», т.к. «объем» охватывается признаком «водного режима» (п. 5 ст. 1).

Блок предлагаемых изменений касается установления порядка определения права собственности на подземные водные объекты, предоставления и прекращения права пользования подземными водными объектами для водоснабжения, а также установления правил использования и охраны подземных водных объектов.

Также предлагается провести разграничение сфер действия между законодательством о недрах и водным законодательством по аналогии с гл. 26 Налогового кодекса РФ: отношения в сфере использования и охраны подземных вод должны регулироваться законодательством о недрах только в отношении подземных вод, содержащих полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы либо тепловую энергию.

Законопроект уточняет положения кодекса о видах поверхностных и подземных водных объектов.

Предлагается дополнить ст. 8 Водного кодекса РФ положением, в соответствии с которым водный объект не может одновременно находиться в собственности нескольких субъектов права собственности. Согласно заключению Правового управления Аппарата ГД ФС РФ данное дополнение является излишним, т.к. Водный кодекс РФ и так разграничивает водные объекты в зависимости от собственника.

Законопроектом устанавливается запрет на выкуп водного объекта (его части), предоставленного в пользование на основании договора водопользования (за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 8), а также на передачу прав пользования водным объектом в залог, внесение их в качестве вклада в уставный капитал или паевого взноса. Здесь необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ, за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу. Таким образом, указанный запрет будет излишним.

Предлагается изложить ч. 3 ст. 10 Водного кодекса РФ в новой редакции: исключить указание на то, что принудительное прекращение права пользования водным объектом осуществляется по решению суда.

В соответствии с законопроектом договор водопользования признается односторонней сделкой. Однако это противоречит ч. 1 ст. 12 Водного кодекса РФ, в соответствии с которой договор водопользования является соглашением между собственником водного объекта или управомоченным им лицом и заинтересованным лицом. А в соответствии со ст. 154 Гражданского кодекса РФ односторонней считается сделка, для совершения которой в необходимо и достаточно выражения воли одной стороны, для заключения же договора водопользования необходимо выражение воли двух сторон.

Предусматривается внесение изменений в ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, согласно которым со стороны собственников водных объектов, водопользователей не допускается нарушение прав граждан на свободный и бесплатный доступ к водным объектам. Однако ч. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ уже установлено, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.

Законопроект предлагает установить, что добыча общераспространенных полезных ископаемых со дна водных объектов допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект разработки месторождений таких полезных ископаемых. В заключении Правового управления ГД ФС РФ обращено внимание на то, что в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» и Законе РФ «О недрах» не используется понятие «проект разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых».

Предлагается дополнить Водный кодекс РФ главой 61 «Экономическое регулирование отношений в области использования, восстановления и охраны водных объектов».

Согласно законопроекту объектом платы признаются следующие виды пользования водными объектами:

1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории и дна водных объектов;
3) использование потенциальной энергии воды водных объектов или их части для выработки электрической энергии;
4) использование водных объектов для сброса сточных вод.

Здесь важно отметить, что сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты являются видом негативного воздействия на окружающую среду, за который взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Таким образом, введение платы за использование водных объектов для сброса сточных вод будет являться дополнительной нагрузкой на водопользователя.

Законопроектом вносится новая редакция ст. 35 Водного кодекса РФ. Согласно пояснительной записке в указанной статье не предусмотрены нормативы качества вод водных объектов, нормативы допустимых сбросов в водный объект сточных вод, веществ и микроорганизмов стационарными источниками, нормативы установленного объема забора (изъятия) воды из водных объектов и их частей, нормативы допустимых физических воздействий, что противоречит ст. ст. 19-31 Федерального закона «Об охране окружающей среды». На наш взгляд противоречие отсутствует. Вопросы разработки и утверждения вышеуказанных нормативов регулируются ст. ст. 19-31 Федерального закона «Об охране окружающей среды», и таким образом нет необходимости дублировать указанные положения в Водном кодексе РФ.

Законопроектом предлагается установить возможность сброса сточных и (или) дренажных вод в водные объекты только в случае невозможности их повторного использования. Сброс сточных и дренажных вод в водные объекты разрешается, если содержание загрязняющих веществ и микроорганизмов в таких водах не превышает нормативы их предельно допустимой концентрации.

Исключения допустимы для водопользователей, которые приступили к реализации проектов перевода технологических процессов на оборотное водоснабжение хозяйственного назначения либо к осуществлению проектов строительства (реконструкции) очистных сооружений, на нормативный период реализации указанных проектов.

Предусматриваются запрещения осуществления сброса в водные объекты сточных и дренажных вод, которые содержат опасные вещества, характеризующиеся токсичностью, стойкостью и склонностью к биологической аккумуляции, а также сброса сточных вод в водоносные горизонты, содержащие пригодные для питьевых нужд воды, и в местах обитания видов животных и растений, относящихся к видам занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, в места рекреации и массового отдыха населения.

Законопроект исключает ч. 2 ст. 56 Водного кодекса РФ, согласно которой проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. С точки зрения инициаторов данная норма может означать запрещение дноуглубительных, русловыпрямительных, горных, гидротехнических и других работ в акватории водных объектов. На наш взгляд данная норма не содержит запрета, а устанавливает требования к проведению указанных работ.

Изменения касаются также предотвращения истощения водных ресурсов.

В отношении водоохранных зон и прибрежных защитных полос законопроект предлагает восстановить действующие ранее параметры, порядок их установления и обозначения, а также режим их использования и охраны.

Ряд изменений касается порядка определения границ территорий, подверженных затоплению и подтоплению, перечня запрещенных видов деятельности на этих территориях, порядка размещения временных стоянок транспортных средств и т.п. на этих территориях.

В связи с отсутствием бассейновых схем комплексного использования и охраны водных объектов законопроект предлагает дополнить Федеральный закон «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» статьей 71 о государственном управлении использованием и охраной водных объектов в условиях отсутствия указанных схем.

Рассмотрение законопроекта Государственной Думой СФ РФ в первом чтении запланировано на 18 сентября 2009 г.

С текстом внесенного законопроекта, а также с пояснительной запиской и другими документами к законопроекту, Вы можете ознакомиться на сайте Государственной Думы ФС РФ, воспользовавшись программой поиска законопроектов - http://asozd2.duma.gov.ru/.