Новый Закон о морских портах в Российской Федерации Печать
17.10.07 03:27

16 октября Государственная Дума приняла закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ниже представлен обзор норм экологического и земельного права, законодательства о градостроительной деятельности, содержащихся в рассматриваемом законе, а также обзор значимых с этой точки зрения отдельных общих положений.

Отдельные общие положения

1. Закон устанавливает порядок строительства, открытия, закрытия морских портов. Морские порты понимаются в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания РФ. При этом особенности государственного управления и осуществления экономической деятельности в портовых особых экономических зонах устанавливаются законодательством  РФ об особых экономических зонах (см. правовые новости ГеоТочки от 12.10.07).

2. Решение о строительстве или расширении морского порта принимается Правительством РФ на основании схемы территориального планирования РФ в области развития федерального транспорта. До утверждения в установленном порядке данной схемы, но не позднее 01.01.10 решение о строительстве нового или расширении действующего морского порта принимается на основании утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.

3. Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется, в том числе посредством:

  • осуществления государственного контроля и надзора за деятельностью физических и юридических лиц в морском порту в части безопасности мореплавания и безопасности портовых гидротехнических сооружений;
  • проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов.

4. Основным органом портовой власти, осуществляющим административно-властные и иные полномочия в морских портах, является администрация морского порта. Администрация порта возглавляется капитаном морского порта.

5. Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним (далее – общие правила) устанавливаются Правительством РФ. На основании общих правил разрабатываются обязательные постановления в морском порту, отражающие особенности  определенного морского порта.

6. За оказание услуг в морских портах взимаются портовые сборы, которые подлежат уплате администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту.

Обеспечение экологической безопасности

1. К функциям администрации порта отнесены также отдельные функции, направленные на обеспечение экологической безопасности:

  • руководство мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья  человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения;
  • принятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участие в организации работ по ликвидации таких ситуаций;
  • выдача разрешения на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;
  • осуществления в пределах своих полномочий контроль за безопасностью  портовых гидротехнических сооружений.

2. В общих правилах, устанавливаемых Правительством РФ, должны содержаться правила обеспечения безопасности и сохранности портовых гидротехнических сооружений и правила обеспечения экологической безопасности,  соблюдения карантина в морских портах. Последние из названных правил также должны содержаться и детализироваться с учетом особенностей конкретного морского порта в обязательных постановлениях в морских портах.

3. Среди обязанностей администрации морского порта названа обязанность при получении информации о загрязнении территории и (или) акватории морского порта, других подобных происшествиях своевременно сообщать о них в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для принятия соответствующих мер.

4. Среди обязанностей операторов морских терминалов, иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта, капитанов судов, других лиц, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, названы:

  • обеспечение мер по предотвращению загрязнения акватории и территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и  (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами;
  • осуществление эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.

5. Среди портовых сборов может быть установлен экологический портовый сбор. Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Землепользование

1. Границами морского порта являются границы его территории и акватории. Они устанавливаются и изменяются Правительством РФ. До установления границ морского порта Правительством под указанными границами понимаются сложившиеся границы морского порта, т.е. те границы, сведения о которых содержатся в обязательных постановлениях в морском порту или опубликованы в «Извещениях мореплавателям».

2. Решение о строительстве или расширении морского порта может предусматривать создание искусственных земельных участков. В этом случае осуществляется перевод земельного участка в составе земель водного фонда в земли промышленности* или в другую категорию земель в соответствии с законодательством РФ.

3. Земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта. Земельные участки для обеспечения деятельности в морском порту, решение о строительстве которого принято Правительством РФ после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к землям промышленности с разрешенным использованием для размещения морского порта.

4. На земельных участках, прилегающих к границе морского порта, могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

5. Земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций. Земельные участки в границах морского порта не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность, за исключением случаев, установленных частью 4 ст. 28 рассматриваемого Федерального закона.

6. В границы морского порта для осуществления деятельности в морском порту могут включаться земельные участки, находящиеся в собственности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

7. Земельный участок, расположенный в границах морского порта, может быть изъят у собственника для государственных нужд путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 279 - 282 и 284 - 286 Гражданского кодекса.

8. Находящиеся в государственной собственности земельные участки в границах морского порта и объекты инфраструктуры морского порта могут предоставляться во владение и в пользование юридических лиц или индивидуальных предпринимателей путем передачи их в аренду и заключения концессионных соглашений. Законом  определены условия предоставления земельных участков и объектов инфраструктуры в аренду, указаны размер арендной платы, срок аренды, обязательные условия договора аренды, существенные нарушения условий договора аренды и пр.

*Под землями промышленности в данном обзоре понимается категория земель с легальным названием «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (пп. 3 п.1 ст. 7 Земельного кодекса РФ).