Изменения в области экспертизы проектной документации Печать
06.02.12 17:11

Федеральным законом от 28.11.2011 № 337-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, касающиеся, в том числе вопросов проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.11.2011. Часть изменений вступила в силу 29.11.2011. При этом рассмотренные ниже изменения в области проведения экспертизы вступают в силу 01.04.2012 года.

Право выбора между государственной и негосударственной экспертизой

В соответствии с изменениями у застройщика или технического заказчика появилась возможность выбора между направлением проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную или на негосударственную экспертизу (ч.15 ст.48 Градостроительного кодекса РФ).

Соответственно, в случаях, когда проведение экспертизы является обязательным (ч.1 ст.49 кодекса), проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения государственной или негосударственной экспертизы проектной документации.

Однако в отношении определенных объектов возможно проведение только государственной экспертизы (ч.3.4 ст.49 кодекса).

Обязательная государственная экспертиза

Обязательной государственной экспертизе подлежит проектная документация следующих объектов:

  • объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ;
  • объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;
  • автомобильных дорог федерального значения;
  • автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ,
  • указанных в ст.48.1 Градостроительного кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;
  • объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ;
  • объектов культурного наследия (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта);
  • объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ;
  • объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности,
  • иных объектов, определенных Правительством РФ.

Таким образом, обязательной государственной экспертизе по-прежнему подлежит проектная документация значительной части объектов капитального строительства. При этом, указанный перечень объектов является открытым и в любой момент может быть дополнен Правительством РФ.

Государственной экспертизе подлежат как проектная документация перечисленных объектов, так и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации. Однако в ч.3.4 ст.49 Градостроительного кодекса РФ в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ (в отличие от остальных перечисленных выше объектов) говорится только о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации. Требование о необходимости проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в отношении данных объектов в ч.3.4ст.49 отсутствует.

Порядок проведения экспертизы

В связи с внесением изменений в Градостроительный кодекс РФ до 1 апреля 2012 г. должны быть приняты соответствующие постановления Правительства РФ, устанавливающие порядок организации и проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы (ч.17 Федерального закона от 28.11.2011 № 337-ФЗ).

Сокращен максимальный срок проведения государственной экспертизы с 3 месяцев до шестидесяти дней. По общему правилу срок определяется сложностью объекта капитального строительства (ч.7 ст.49 кодекса).

Отметим, что максимальный срок проведения негосударственной экспертизы проектной документации кодексом в новой редакции не установлен.

Обжалование заключения экспертизы в экспертной комиссии

Как и в действующей редакции новой редакцией предусмотрена возможность застройщика или технического заказчика оспорить отрицательное заключение экспертизы в судебном порядке (ч.10 ст.49 кодекса). Однако теперь появился также новый механизм.

В случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной Минрегионом России (ч.12 ст.49 кодекса).

Интересно отметить, что здесь говорится о возможности оспорить не только отрицательное заключение экспертизы, а заключение как таковое.

Решение экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели соответствующие экспертизу, застройщика, технического заказчика (ч.12 ст. 49 кодекса).

В свою очередь указанное решение экспертной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке (ч.13 ст.49 кодекса).

Проведение экспертизы в случае отсутствия требования о ее проведении

В ч.8 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ определены основания для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу. Из перечня оснований в новой редакции исключено такое основание как направление не подлежащих государственной экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Согласно изменениям застройщик или технический заказчик имеют право направить по собственной инициативе такие проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу (ч.3 ст.49 кодекса).

Лица, имеющие право на проведение негосударственной экспертизы

Негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий имеют право проводить юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида (ч.1 ст.50 кодекса).

Аккредитация осуществляется Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) (ч.4 ст.50), в порядке, установленном Правительством РФ (ч.3 ст.50).

В ч.2 ст. 50 Градостроительного кодекса определены минимально необходимые требования к юридическим лицам, претендующим на аккредитацию.

По итогам аккредитации Росаккредитация выдает юридическому лицу свидетельство об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий или принимает решение об отказе в выдаче такого свидетельства с указанием причин принятого решения (ч.4 ст.50).

В ч.5 ст.50 кодекса установлены требования к аккредитованным юридическим лицам.

Росаккредитация ведет государственный реестр аккредитованных юридических лиц (ч.7 ст.50) в порядке, установленном Правительством РФ (ч.12 ст.50).

Помимо аккредитации юридического лица на право проведения негосударственной экспертизы, работники такого юридического лица, осуществляющие подготовку заключений негосударственной экспертизы, должны пройти аттестацию в соответствии с требованиями ст.49.1 Градостроительного кодекса РФ, а также в порядке, установленном Правительством РФ (ч.6 ст.49.1). Требование об аттестации также распространяется на экспертов, осуществляющих подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В ч.1 т.49.1 кодекса приведены требования к физическим лицам, которые могут быть аттестованы на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Аттестацию проводит Минрегион России и по итогам этой аттестации выдает квалификационные аттестаты на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий либо принимает решение об отказе в выдаче таких квалификационных аттестатов с указанием причин принятого решения (ч.2 ст.49.1).

Такой квалификационный аттестат действует на всей территории Российской Федерации, однако срок его действия составляет пять лет (ч.4, ч.5 ст.49.1). Физическое лицо вправе обратиться в Минрегион России с заявлением о продлении срока действия квалификационного аттестата.

В п.7 ст.49.1 определены основания аннулирования Минрегионом России квалификационного аттестата до истечения срока его действия. В их числе - установление факта участия эксперта в экспертизе при наличии личной заинтересованности в ее результатах, в том числе если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали эксперт лично или его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг;

Минрегион России ведет реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Переходные положения

В ст.17 Федерального закона от 28.11.2011 № 337-ФЗ установлены переходные положения (в том числе и по вопросам проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий).

После вступления в силу рассмотренных выше положений, юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий до 1 апреля 2012 года, имеют право на проведение такой экспертизы при условии их соответствия требованиям ст. 50 Градостроительного кодекса РФ (в новой редакции). При этом получение указанными юридическими лицами аккредитации в соответствии со ст.50 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

Физические лица, аттестованные в установленном порядке до 1 апреля 2012 года Минрегионом России вправе осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий по направлениям деятельности эксперта, указанным в квалификационном аттестате, до истечения срока действия такого аттестата. При этом прохождение указанными физическими лицами аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в соответствии со ст.49.1 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

Также в ст.17 рассматриваемого закона установлен срок – 1 апреля 2012 г., к которому Правительство РФ и Минрегион России должны принять нормативные правовые акты, необходимые для соблюдения требований Градостроительного кодекса РФ в новой редакции.