Skip to content

ГеоТочка. Изыскания, Консалтинг, ГИС.

29.03.2024 г.
Настройка
Narrow screen resolution Wide screen resolution Auto adjust screen size Increase font size Decrease font size Default font size
ГеоТочка Новости Эконовости Пленарное заседание Совета Федерации: совершенствование законодательства в области ООС
Пленарное заседание Совета Федерации: совершенствование законодательства в области ООС Печать

На пленарном заседании Совета Федерации ФС РФ от 25 мая во время Правительственного часа с докладом по вопросу совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды выступил Министр природных ресурсов и экологии Ю.П. Трутнев. 

Минприроды России подготовило пакет из восьми законопроектов, охватывающих основные направления реформирования экологического законодательства. Как отметил Ю.П.Трутнев практически все проекты согласованы и находятся в Правительстве РФ. Минприроды России будет принимать все возможные меры для их внесения в Государтвенную Думу ФС РФ уже этим летом.

Ю.П. Трутнев вкратце рассказал о каждом из восьми законопроектов. Ниже приведены выдержки из его доклада.

> Законопроект о совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, как отметил министр, является наиболее сложным, а также комплексным. Предприятия предполагается разделить на группы в зависимости от степени негативного воздействия. Переход на принципы наилучших существующих доступных технологий планируется только для экологически опасных предприятий. Предприятия с незначительным воздействием будут переведены на декларирование; для предприятий с умеренным воздействием будут устанавливаться  нормативы по факту сбросов и выбросов.

Наилучшие доступные технологии (НДТ) – это технологии, которые внедрены на нескольких предприятиях и обеспечивают минимальное воздействие на природные комплексы. Для каждой технологии определяются показатели выбросов, сбросов, потребления воды и энергии в расчете на единицу производимой продукции. Эти показатели (не сама технология, а именно показатели) и берутся за основу расчета.

Для внедрения этой системы в Евросоюзе создано 27 отраслевых справочников, описывающих 6 тысяч технологических процессов, которые планируется перевести и адаптировать для Российской Федерации.

Для предприятий, не принимающих мер по модернизации своего производства с целью перехода на НДТ, плата за негативное воздействие будет увеличена в 2,2 раза к 2014-му и еще во столько же к 2021-му. При этом объем нагрузки на предприятиях увеличивается с 0,4 до 0,7 процента от прибыли предприятия. Предполагается, что доходы бюджета от оплаты возрастут к 2015 году с 18 млрд. рублей до 50, а в дальнейшем – до 89–90 миллиардов. Для предприятий, переходящих на НДТ, плата за негативное воздействие может быть полностью зачтена в счет затрат на эти мероприятия, а после внедрения НДТ ставка оплаты устанавливается равной нулю.

В процессе перехода на наилучшие технологии будут использованы все имеющиеся в мировой практике инструменты экономического стимулирования, такие как возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, отнесение платы в пределах норматива на себестоимость за сверхнормативное воздействие на прибыль предприятия, внедрение возможности применения ускоренной амортизации.

С 2012 по 2014 год Минприроды России планирует разделить предприятия на категории по степени воздействия на окружающую среду, адаптировать к российским условиям отраслевые справочники. Предприятия за этот период должны подготовить планы мероприятий по снижению воздействия. С 2014 года предлагается полностью запретить проектирование новых предприятий, не соответствующих принципам НДТ. С 2016 года планируется запрет на ввод в эксплуатацию новых объектов, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ, за исключением тех предприятий, которые проектировались до изменения законодательства. 

С 2020 года административные ограничения будут касаться существующих предприятий. При этом если эти предприятия до 2020 года начали программу модернизации, то им предоставляется пятилетний переходный период.

Самых больших вложений потребуют электроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство. В то же время нужно сказать, что модернизация необходима в любом случае. В целом стоимость модернизации российской экономики оценивается в 2 процента ВВП ежегодно. Это мировая практика. При этом в период внедрения, возможно, будет наблюдаться некоторое снижение показателей темпов экономического роста в силу необходимости остановки предприятий в процессе модернизации.

> Законопроект об экономическом стимулировании деятельности в области обращения с отходами. Законопроект разграничивает полномочия (и ответственность) органов местного самоуправления и субъектов РФ по размещению и утилизации отходов, уменьшению их объема, территориальному планированию в данной сфере. 

Проект также направлен на возрождение деятельности по переработке вторичных отходов. Предусматривается возможность определять отрасли промышленности и виды продукции, по которым будет работать залоговый механизм, то есть стоимость утилизации будет закладываться в стоимость продукции.

> Законопроект об особо охраняемых природных территориях создает возможность для развития инфраструктуры особо охраняемых природных территорий, для их использования в качестве эффективного инструмента экологического просвещения. Как отметил Ю.П. Трутнев в настоящее время заповедники и национальные парки не располагают инфраструктурой, необходимой для посещения этих территорий гражданами без ущерба для состояния указанных ООПТ.

> В соответствии с законопроектом о сохранении морской среды и ее защите от нефтяных загрязнений планируется возложить финансовую ответственность за ликвидацию разливов нефти на недропользователя, закрепить за компанией-оператором обязанность по утверждению и реализации плана по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов. Законопроект предусматривает три возможных механизма финансового обеспечения: банковская гарантия, договор страхования и создание необходимого резервного фонда. Величина финансового обеспечения должна быть ориентирована на выполнение работ в случае наихудшего варианта развития событий. Методика расчета устанавливается уполномоченным органом власти.

> Законопроект об экологическом мониторинге предполагает объединение существующих видов экологического мониторинга в единую государственную систему мониторинга. Планируется установить единые методологические и информационные принципы системы, создать единый фонд данных об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

> Проект федерального закона о повышении эффективности государственного экологического контроля, подготовленный Минприроды России, учтен в виде поправок к законопроекту о совершенствовании госконтроля в целом, который принят в первом чтении Государственной Думой в декабре 2010 года. Законопроект дает возможность проводить внеплановые проверки предприятий в случае, если рейдовые проверки окружающей среды говорят о превышении установленных норм воздействия. По результатам этих проверок в случае продолжающейся угрозы жизни и здоровью людей может быть осуществлен временный запрет деятельности предприятий. Это прямое выполнение поручений Президента РФ.

> В соответствии с проектом об экологическом аудите устанавливается система требований, регламентирующих деятельность компаний, занимающихся экологическим аудитом, и создается новый институт в природоохранной деятельности.

> Законопроект о ликвидации накопленного экологического ущерба создает правовые условия для реализации этого механизма как на федеральном, так и на региональном уровне: вводится возможность проведения аукционов на понижение при размещении госзаказа на выполнение работ по ликвидации ущерба. Принимаются меры экономического стимулирования, включая передачу прав пользования на землю и продукты переработки отходов.

Во время Правительственного часа также были подняты вопросы об отсутствии подзаконных нормативных актов, необходимых органам государственной власти субъектов РФ для осуществления переданных полномочий; о необходимости использования попутного нефтяного газа; о длительности переходного периода для предприятий, начавших модернизацию по  внедрению НДТ; об экологических требованиях при вступлении в ВТО и возможности их соблюдения Российской Федерацией; о сохранении и развитии Байкала и прибайкальских территорий; о необходимости создания государственной структуры в области переработки и вторичного использования отходов; о создании локальной или распределенной местной энергетики; об использовании плавучих атомных станций; об экономии от исполнения Киотского протокола и др.

Источник: официальный сайт Совета Федерации ФС РФ.

 

Фотогалерея