Skip to content

ГеоТочка. Изыскания, Консалтинг, ГИС.

02.11.2024 г.
Настройка
Narrow screen resolution Wide screen resolution Auto adjust screen size Increase font size Decrease font size Default font size
ГеоТочка
Изменения, внесенные в КоАП РФ в части "экологических" правонарушений Печать

В "Российской газете" от 30.12.2009 № 253 официально опубликован Федеральный закон от 28.12.2009 № 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон). Обращаем Ваше внимание на то, что Закон к настоящему времени не вступил в силу (вступит в силу 31.03.2010 г.).

Законом внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в:

Изменения, внесенные в общую часть КоАП РФ

Предметы ведения субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях перечислены в отдельной статье 1.3.1 КоАП РФ (ч. 1). К ним относятся установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам о таких административных правонарушениях и др.

При этом органы местного самоуправления могут наделяться законами субъектов РФ отдельными полномочиями субъектов РФ по предметам ведения,  указанных в ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ. 

Давность привлечения к административной ответственности за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения увеличена с 2-х месяцев до 1 года (ст. 4.5 КоАП РФ).

Изменения, внесенные в составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды  

В ряд статей КоАП РФ (ст.ст. 6.3; 14.4; 19.19 и др.) внесены изменения, согласно которым административными правонарушениями являются не только нарушения  стандартов, норм, правил, нормативов и т.д. в определенной сфере правового регулирования, но и нарушение требований технических регламентов.  

Изменена формулировка ст. 8.1 КоАП РФ.

Согласно изменениям административная ответственность наступает за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

В новой редакции ст. 8.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение экологических требований при осуществлении различных видов деятельности, связанных с объектами капитального строительства, а не с любыми объектами (как это установлено в действующей редакции).

Перечень видов деятельности, относящихся к объектам капитального строительства, приведен в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (ст. 4).

Статья 8.2 КоАП РФ (в части терминологии) приведена в соответствие с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Внесены изменения в ряд статей КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность в области недропользования. Согласно новой редакции ст. 7.3 КоАП РФ административная ответственность наступает не только за пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией, но и за нарушение требований утвержденных в установленном порядке технических проектов.

Уточнено, что размещение без разрешения подземных сооружений в местах залегания полезных ископаемых будет являться самовольной застройкой площадей залегания полезных ископаемых, за которую ст. 7.4 КоАП РФ установлена административная ответственность. Согласно новой редакции ст. 7.4 КоАП РФ состав административного правонарушения также образует необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами.

Ужесточены санкции за нарушения требований по охране и использованию недр. Ниже в таблице приведены штрафы, предусмотренные действующей и новой редакциями ст.ст. 8.9 - 8.11 КоАП РФ.

Статья/часть статьи КоАП РФ

Административное правонарушение

Размер штрафа (действующая редакция)

Размер штрафа (новая редакция) 

ст. 8.9

Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

для граждан - от 500  до 1000 рублей

для должностных лиц - от 1000 до 2000 рублей

для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей

для граждан - от 3000 до 5000 рублей

для должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей

для юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей

ч. 1 ст. 8.10

Выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.

для граждан - от 1500 до 2000 рублей

для должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей

для юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей

для граждан - от 1000 до 5000 рублей

для должностных лиц - от 10 000 до 50 000 рублей

для юридических лиц - от 800 000 до 1000 000 рублей

ч. 2 ст. 8.10

Невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации.

для должностных лиц - от 4000 до 5000 рублей

для юридических лиц - от 80 000 до 100 000 рублей

для граждан - от 3000 до 5000 рублей

для должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей

для юридических лиц - от 800 000 до 1000 000 рублей

ст. 8.11

Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых либо условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно утрата геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений.

для граждан - от 500 до 1000 рублей

для должностных лиц - от 1000 до 2000 рублей

для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей

для граждан - от 3000 до 5000 рублей

для должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей

на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей

Внесены изменения в ст. ст. 8.7; 8.8 КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за нарушения требований земельного законодательства.

Состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.7 КоАП РФ (в новой редакции), образуют следующие деяния:

  • невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры (ч. 1);
  • невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (ч. 2).

Состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.8 КоАП РФ (в новой редакции), образуют следующие деяния:

  • использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом (ч. 1);
  • невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 2).

По существу часть деяний, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.7 КоАП РФ (в действующей редакции), "перенесли" в ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ (в новой редакции). При этом часть деяний, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8. КоАП РФ (в действующей редакции), "перенесли" в ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ (в новой редакции). 

В настоящее время составлять протоколы по делам об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 8.7 КоАП (в части невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению); ст. 8.8 КоАП (в части использования земель не по целевому назначению, неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом) уполномочен Росреестр. В иных случаях - Росприроднадзор,  а также Россельхознадзор  (на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений).

В связи с изменениями, по-видимому, составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, а также рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 8.7 КоАП РФ будет Росприроднадзор, по ст. 8.8 - Росреестр. Прежними останутся полномочия Россельхознадзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель поселений.

Формулировка ч. 1 ст. 8.17 КоАП РФ "Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии" приведена в соответствие с водным законодательством РФ. В частности в соответствии с Водным кодексом РФ указаны основания возникновения прав пользования водными объектами.

Глава 8 КоАП РФ дополнена новой статьей 8.42 "Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения".

При этом из главы 7 КоАП РФ исключена статья 7.8 "Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения".

Существенные изменения внесены в главу 23 КоАП РФ, определяющую, какие органы государственной власти, должностные лица  уполномочены рассматривать те или иные дела об административных правонарушениях.

Согласно изменениям полномочия органов государственной власти субъектов РФ по рассмотрению дел об административных правонарушениях теперь указаны в отдельных статьях главы 23 КоАП РФ. В частности это касается осуществления органами государственной власти субъектов РФ государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22.1);  регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (ст. 23.23.1);  государственного лесного контроля и надзора (ст. 23.24.1).

 

При использовании и цитировании материалов сайта www.geotochka.ru ссылка на первоисточник обязательна. Со всеми замечаниями и предложениями по содержанию просьба обращаться к администратору сайта.

Фотогалерея

Контакты

info@geotochka.ru

+7 (985) 954-76-12

Посетители