Комментарий к изменениям в Градостроительный кодекс РФ |
Федеральным законом от 28.11.2011 № 337-ФЗ (далее – Закон) внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, касающиеся:
Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.11.2011. Часть изменений вступила в силу 29 ноября 2011 г., часть изменений вступает в силу в иные сроки: с 1 апреля 2012 г., с 1 января или с 1 июля 2013 г. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий >>> Государственная и негосударственная экспертиза Изменения в области проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий вступают в силу с 1 апреля 2012 г. Согласно изменениям у застройщика или технического заказчика появилась возможность выбора между направлением проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную или на негосударственную экспертизу (ч.15 ст.48 Градостроительного кодекса РФ). Соответственно, в случаях, когда проведение экспертизы является обязательным (ч.1 ст.49 кодекса), при утверждении проектной документации имеет силу положительное заключение как государственной, так и негосударственной экспертизы проектной документации. Однако в отношении значительной части объектов сохранилось требование об обязательном проведении государственной экспертизы (ч.3.4 ст.49 кодекса). В частности, это касается проектной документации и результатов инженерных изысканий особо опасных, технически сложных, уникальных объектов; объектов обороны и безопасности; объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ; объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности и др. Отметим, что указанный перечень объектов является открытым и в любой момент может быть дополнен Правительством РФ. >>> Порядок проведения экспертизы В связи с внесением изменений в Градостроительный кодекс РФ до 1 апреля 2012 г. должны быть приняты соответствующие постановления Правительства РФ, устанавливающие порядок организации и проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы (ч.17 Федерального закона от 28.11.2011 № 337-ФЗ). Сокращен максимальный срок проведения государственной экспертизы с трех месяцев до шестидесяти дней (ч.7 ст.49 кодекса). При этом максимальный срок проведения негосударственной экспертизы проектной документации кодексом не установлен. >>> Обжалование заключения экспертизы в экспертной комиссии Как и в действующей редакции, новой редакцией предусмотрена возможность застройщика или технического заказчика оспорить отрицательное заключение экспертизы в судебном порядке (ч.10 ст.49 кодекса). Однако теперь появился также новый механизм. В случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной Минрегионом России (ч.12 ст.49 кодекса). Интересно отметить, что здесь говорится о возможности оспорить не только отрицательное заключение экспертизы, а заключение как таковое. >>> Проведение экспертизы в случае отсутствия требования об ее проведении В настоящее время направление на государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, не подлежащих государственной экспертизе, является одним из оснований для отказа в их принятии (ч.8 ст.49 кодекса). Согласно изменениям (ч.3 ст.49 кодекса) застройщик или технический заказчик получили право направить по собственной инициативе такие проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу. >>> Лица, имеющие право на проведение негосударственной экспертизы Негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий имеют право проводить юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида (ч.1 ст.50 кодекса). Аккредитация осуществляется Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) (ч.4 ст.50). По итогам аккредитации юридическому лицу выдается свидетельство об аккредитации (ч.4 ст.50). Помимо аккредитации юридического лица на право проведения негосударственной экспертизы, работники такого юридического лица, осуществляющие подготовку заключений негосударственной экспертизы, должны пройти аттестацию в соответствии с требованиями ст.49.1 Градостроительного кодекса РФ, а также в порядке, установленном Правительством РФ (ч.6 ст.49.1). Требование об аттестации также распространяется на экспертов, осуществляющих подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Подробнее об экспертизе. Эксплуатация зданий, сооружений Градостроительный кодекс РФ дополнен положениями об эксплуатации зданий, сооружений (в том числе новой главой 6.2), вступающими в силу с 1 января 2013 г. Как указано в пояснительной записке, большая доля обрушений и повреждений зданий и сооружений относится к стадии эксплуатации (см. пояснительную записку к законопроекту). Вместе с тем, в действующем законодательстве отсутствовали общие требования к эксплуатации зданий и сооружений в необходимом объеме. >>>Новый раздел проектной документации и правила безопасной эксплуатации зданий, сооружений Проектная документация объектов капитального строительства дополнена разделом "Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства" (п.10.1 ч.12 ст.48 кодекса, уже вступил в силу). Согласно ч.6 ст.17 федерального закона от 28.11.2011 № 337-ФЗ до 1 января 2013 г. собственники зданий, сооружений, за исключением собственников зданий, сооружений, для строительства, реконструкции которых не требуются разработка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, обеспечивают разработку правил безопасной эксплуатации зданий, сооружений в случае, если в отношении таких зданий, сооружений отсутствует вышеуказанный раздел проектной документации (если иное не предусмотрено федеральным законом). Здесь же приведены требования к содержанию указанных правил. Типовые правила обеспечения безопасной эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений утверждаются Минрегионом России (ч.7 ст.17). При этом срок принятия Минрегионом России типовых правил рассматриваемым законом не установлен. >>>Новая глава Градостроительного кодекса РФ, посвященная эксплуатации зданий, сооружений В новой главе 6.2 кодекса установлены требования к эксплуатации зданий и сооружений (ст. 55.24); обязанности лица, ответственного за эксплуатацию (ст.55.25); порядок приостановления и прекращения эксплуатации (ст.55.26). По общему правилу эксплуатация допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является (ч.1 ст.55.25):
Лицо, ответственное за эксплуатацию, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения (ч.5, ч.6 ст.55.25 кодекса), а также извещать о каждом случае возникновения аварийных ситуаций в здании, сооружении органы власти и собственников или иных законных владельцев здания, сооружения (ч.7 ст.55.25). В процессе эксплуатации предусмотрено осуществление технического обслуживания, эксплуатационного контроля, текущего ремонта (ч.6 ст.55.24). Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию. В ч.7 ст.55.24 кодекса раскрывается, что он в себя включает. В ч.8 ст.55.24 содержатся положения о техническом обслуживании, текущем ремонте зданий, сооружений, а также о надлежащего техническом состояния таких объектов. Требования к эксплуатации отдельных видов объектов могут устанавливаться другими федеральными законами. Определены полномочия органов власти, касающиеся осуществления контроля (надзора), а также случаев поступления заявлений о нарушении требований к эксплуатации, о возникновении аварийных ситуаций или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений. Предусмотрено приостановление эксплуатации зданий, сооружений в случае нарушения требований технических регламентов, проектной документации. Эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений. с 1 июля 2013 года в новой редакции будет изложена ст.60 Градостроительного кодекса РФ, касающаяся возмещения вреда. Действующая редакция регулирует вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Отметим два момента. Во-первых, процесс установления конкретного вида работ, в результате осуществления которых причинен вред, а также их исполнителя является длительным и сложным для потерпевшего (см. также пояснительную записку). Во-вторых, действующая редакция статьи не предусматривает специального регулирования по вопросу возмещения вреда, причиненного вследствие неправильной эксплуатации зданий и сооружений. Согласно пояснительной записке такой подход не является эффективным, т.к. не обеспечивает в должной мере заинтересованности собственника в повышении безопасности зданий и сооружений. >>> Основания возмещения вреда В связи с этим в новой редакции изменен подход к указанию оснований возмещения вреда. Возмещается вред, причиненный вследствие:
В приведенной норме акцент сделан только на трех случаях возмещения вреда. С одной стороны норма сформулирована более конкретно и узко. Она, например, не охватывает случаи возмещения вреда, причиненного непосредственного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям еще до начала строительства. С другой стороны, теперь в кодексе предусмотрено возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения требований по эксплуатации, которое не предусматривалось ранее. Уточнено, что возмещается вред, причиненный личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица. Государственное и муниципальное имущество отдельно не выделяется. >>> Лицо, ответственное за возмещение вреда В отличие от действующей редакции ответственность по возмещению вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения (их части), нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения по общему правилу возложена на собственника объекта капитального строительства, а не на лиц, выполнявших работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству. Также новым является положение о выплате компенсаций (установлены их суммы) сверх возмещения вреда в случаях смерти потерпевшего, причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью. В случае если вред был причинен в период действия концессионного соглашения, то возмещение вреда и выплата компенсаций сверх возмещения вреда по общему правилу осуществляется концессионером, если иное не предусмотрено соглашением. В отношении объекта незавершенного строительства возмещение вреда и выплата компенсации сверх возмещения вреда по общему правилу осуществляются застройщиком или техническим заказчиком, если соответствующим договором предусмотрена такая обязанность технического заказчика. В случае, если застрахована гражданская ответственность указанных лиц, то они возмещают вред в части, не покрытой страховыми возмещениями, и в случае, если это предусмотрено федеральным законом, компенсационными выплатами профессионального объединения страховщиков. Согласно пояснительной записке указанные изменения призваны стимулировать собственников зданий и сооружений, а также застройщиков, технических заказчиков и концессионеров соблюдать повышенные требования к качеству и безопасности зданий и сооружений, в том числе при их эксплуатации, закладывать повышенные требования к разработке проектной документации, тщательно отбирать лиц, выполняющих конкретные виды работы, разрабатывать новые стандарты, чтобы не допустить причинения вреда, и, следовательно, наступления ответственности. Вред не возмещается указанными выше лицами, если будет доказано, что разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы. На наш взгляд в категорию третьих лиц, наряду с иными, входят также лица, указанные в ч.5 ст.60 кодекса: изыскатели, проектировщики, строители, организация, проводившая экспертизу и др. >>>Право обратного требования к лицам, в результате действий которых был причинен вред Собственник здания, сооружения, концессионер, застройщик, технический заказчик, которые возместили причиненный вред и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда к:
Указанные лица несут солидарную ответственность перед собственником здания, сооружения, концессионером, застройщиком, техническим заказчиком. В норме не указано право обратного требования (регресса) страховой организации к перечисленным лицам. Собственник здания, сооружения, концессионер также имеют право обратного требования (регресса) к лицу, выполнившему в период эксплуатации здания, сооружения соответствующие работы по содержанию и (или) обслуживанию здания, сооружения, вследствие недостатков которых причинен вред, в размере возмещения вреда и выплаты компенсации. Рассмотрим ситуацию, когда вред причинен в результате недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту здания или сооружения и не является следствием непреодолимой силы. В соответствии с изменениями у собственника, застройщика, технического заказчика или концессионера будет два варианта действия:
Таким образом, даже в случае отказа собственника, застройщика, технического заказчика или концессионера возместить вред, на них (а не на потерпевших) ложится бремя доказывания причинно-следственной связи между причиненным вредом и действиями третьих лиц. В ч.9 ст.60 кодекса рассмотрен порядок возмещения вреда, когда число собственников здания, сооружения составляет два и более. >>>Возмещение вреда вследствие разрушения, повреждения многоквартирного дома, нарушения требований к его эксплуатации Важно отметить, что приведенные положения ч.ч. 1 - 9 ст.60 не распространяются на случаи причинения вреда вследствие разрушения, повреждения многоквартирного дома, части такого дома, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации такого дома (ч.10 ст.60). Учитывая, что положение ч.3 ст.60 кодекса касается возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения требований безопасности при строительстве здания, сооружения (а не разрушения, повреждения многоквартирного дома, нарушения требований по эксплуатации), на наш взгляд данное положение распространяется на случаи возмещения вреда, причиненного при строительстве многоквартирного дома (как объекта незавершенного строительства). Согласно пояснительной записке особый порядок возмещения вреда в отношении многоквартирного дома обусловлен спецификой такого объекта, в частности наличием большого количества граждан - собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не обладают специальными знаниями и возможностями в части оценки состояния многоквартирного дома и прогнозирования возможных аварийных ситуаций. Возмещение вреда в указанном случае осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. В случае, если указанный вред причинен вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, солидарно с лицом, выполнившим работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред, ответственность несут:
Внесены также важные изменения, касающиеся ответственности СРО. СРО в пределах средств компенсационного фонда будет нести не субсидиарную (как в настоящее время), а солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты Уточнен перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (ст.48.1 кодекса). Изменения вступили в силу с 29.11.2011. В частности из перечня исключены:
Ограничено количество уникальных объектов по признаку заглубления подземной части. По данному признаку уникальными будут считаться такие объекты, заглубление подземной части которых (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров. Ранее – более чем на 10 метров. Необходимо отметить, что разграничены категории "уникальных" и "особо опасных и технически сложных объектов". Объект может относиться только к одной из двух указанных категорий. Характеристики уникальности применяются как дополнительные. Если объект обладает признаками особо опасного, технически сложного и уникального объекта, то он будет считаться особо опасным и технически сложным. С 29.11.2011 проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством РФ, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по противодействию терроризму (ч.14 ст.48). Согласно изменениям вместо "заказчика" в Градостроительном кодексе РФ теперь используется понятие "технический заказчик". При этом в п.22 ст.1 Градостроительного кодекса РФ дано определение указанному понятию. Технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно. Отметим, что определение дано впервые. Ранее в кодексе отсутствовало определение «заказчика», хотя определение «застройщика» содержится в п.16 ст.1 с момента вступления в силу Градостроительного кодекса РФ. * * * Подводя итоги, отметим следующее. 1. С 1 апреля 2012 г. заключения государственной и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации для ряда объектов будут иметь одинаковую юридическую силу. Однако в отношении значительной части объектов (особо опасные, технически сложные и уникальные объекты; объекты обороны и безопасности; объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на отдельных территориях, и др.) сохраняется требование об обязательном проведении государственной экспертизы. Реализация на практике изменений в области негосударственной экспертизы станет возможной после принятия Правительством РФ и Минрегионом России необходимых правовых актов в развитие положений Градостроительного кодекса РФ. В настоящее время Минрегионом России подготовлены некоторые проекты в области экспертизы. 2. С 1 января 2013 г. вступят в силу положения, касающиеся эксплуатации зданий и сооружений. Наряду с требованиями к изысканиям, проектированию и строительству требования к эксплуатации являются ключевыми для предотвращения повреждения и разрушения зданий и сооружений. Согласно изменениям проектная документация объектов капитального строительства дополнена разделом "Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства" (данное положение в отличие от остальных уже вступило в силу). В случае отсутствия такого раздела собственники зданий, сооружений должны к 1 января 2013 г. разработать правила безопасной эксплуатации зданий, сооружений (законом предусмотрены определенные исключения). Федеральным законом от 28.11.2011 № 337-ФЗ установлены общие требования к таким правилам. Законом предусмотрена разработка типовых правил Минрегионом России, однако срок разработки не установлен. Определены также требования к эксплуатации зданий, сооружений; обязанности лица, ответственного за эксплуатацию; порядок приостановления и прекращения эксплуатации. 3. С 1 июля 2013 года в новой редакции будет изложена ст.60 Градостроительного кодекса РФ, касающаяся возмещения вреда. Согласно новой редакции возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения по общему правилу будет возложено на собственника здания или сооружения, концессионера (если вред причинен в период действия концессионного соглашения) или застройщика, технического заказчика (в отношении объекта незавершенного строительства). Новым также является положение о выплате компенсации сверх возмещения вреда в случае смерти потерпевшего, причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью, установлены суммы такой компенсации. Указанные выше лица должны будут либо возместить вред и выплатить компенсацию потерпевшим, либо доказать, что вред причинен вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Таким образом, если собственник отказывается возместить вред потерпевшим, на него возложено бремя доказывания того, что вред причинен действиями иных лиц. Соответственно бремя доказывания снято с потерпевшего. Определены лица, к которым собственник, концессионер, застройщик или технический заказчик имеют право обратиться с регрессным требованиям после возмещения вреда и выплаты компенсации потерпевшим. Данные лица несут солидарную ответственность перед собственником и др. 4. В настоящее время СРО несут субсидиарную ответственность в отношении вреда, причиненного вследствие недостатков работ членов СРО. С 1 июля 2013 г. предусмотрена солидарная ответственность СРО и ее членов за причиненный вред. 5. Уточнен перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (ст.48.1 кодекса). Изменения вступили в силу с 29.11.2011. |
При использовании и цитировании материалов сайта www.geotochka.ru ссылка на первоисточник обязательна. Со всеми замечаниями и предложениями по содержанию просьба обращаться к администратору сайта.
О Компании |
Услуги |
Новости |
Полезное |
Обзоры |